«Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Работа по формированию функциональной грамотности стала приоритетной и носит системный характер. Учителя-предметники нашего города и района, в том числе и учителя русского языка и литературы, уделяют этому большое внимание. Уже накоплен определённый опыт в этом вопросе, которым педагоги готовы делиться со своими коллегами. 19 октября на базе МКОУ «Артёмовская СОШ» состоялся практико-ориентированный семинар учителей русского языка и литературы по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы», в котором приняли участие 10 педагогов из 4 образовательных организация города и района.
Функциональная грамотность – способность человека использовать все знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает развитие следующих компетенций:
- коммуникативной компетенции, которая предполагает свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- языковой компетенции, которая предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности;
- лингвистической компетенции, которая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения.
Семинар состоял из практической и теоретической частей, в первой части гости смогли посетить три открытых урока русского языка, два в начальной школе и один урок в 7 классе. Уроки прошли на хорошем уровне, в ходе которых учителя показали на практике как формируют разные виды функциональной грамотности обучающихся.
В теоретической части учителя МКОУ «Артёмовской СОШ» представили свой опыт работы по формированию функциональной грамотности на русского языка уроках. Лямбурцева Е.В. - учитель русского языка и литературы поделилась своим опытом по использованию программного комплекса «Аналитик чтения» для проверки техники чтения обучающихся.
Федулова Н.П. - учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1№ города Бодайбо представила групповую разработку внеклассного мероприятия по функциональной грамотности «Мы помним! Мы гордимся!», проведение которого планируется в марте 2024 года для учащихся первой школы с целью выявление уровня владения функциональной грамотностью (читательской ,естественнонаучной и математической) для учащихся 5 классов .
Учителя начальных классов Ваулина А.В и Гавришко Е.В представили интересные приемы, которые они применяют на уроках для формирования читательской грамотности у младших школьников. В завершении встречи коллеги поблагодарили педагогов Артемовской школы за организацию такого интересного и полезного семинара.
|