Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, ИТ-компетентность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества- на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания.
В связи с этими требованиями, формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога. При изучении любого учебного предмета есть возможность для формирования и развития функциональной грамотности. В рамках почти любой темы можно поставить перед учащимся проблемы вне предметной области, которые решались бы с помощью знаний, полученных при изучении того или иного предмета. Математика предоставляет хорошие возможности для рассмотрения подобных задач. На уроках математики чаще, чем на других уроках учащиеся сталкиваются с текстовыми задачами различного содержания и привычным образом составляют модель для применения математических знаний для конкретной задачи. Поговорим сегодня о формировании математической грамотности, как одной из составляющих функциональной грамотности.
Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
14 февраля на базе МКОУ «ООШ №4» г. Бодайбо прошел практико-ориентированный семинар учителей математики по теме: «Повышение качества обучения через эффективное формирование функциональной грамотности на уроках математики», в работе которого приняли участие 8 педагогов из 4 образовательных организаций города и района.
В теоретической части семинара учителя математики МКОУ «ООШ№4» поделились с коллегами своим опытом по формированию функциональной грамотности учащихся.
Обсудили проблемы, которые возникают при формировании функциональной грамотности на уроках математики.
Во-первых, учащиеся испытывают затруднения, связанные с избирательным чтением. Они не могут выделить существенную информацию, вопрос и данные, важные для решения задачи.
Вторая проблема при формировании математической функциональной грамотности: как сформулировать (переформулировать) задачу, чтобы найти тот математический аппарат, с помощью которого уже можно решить привычную математическую задачу? Оценить математические связи между событиями. Это и есть основная проблема для школьника.
Третья немало важная проблема возникает при интерпретации результата, полученного математическими вычислениями, обратный перевод с математического языка на язык решаемой проблемной задачи. Очень часто учащиеся, получив ответ при решении задачи, не задумываются, возможен ли такой результат в реальности. И тогда мы можем получить в ответе: отрицательную строну квадрата, отрицательную скорость движения или не целое число строителей и т.п. Включая в урок нестандартные задания, множественные тексты, организуя с учащимися различные проекты, математики таким образом пытаются решить проблему формирования математической функциональной грамотности. Участие в проектной деятельности одновременно и мотивирует и учит ребенка работать с информацией, представленной в разных современных источниках, жизненными задачами, переводить их на математический язык и интерпретировать данные. Проекты на уроках математики могут быть связаны с практически значимыми вычислениями, оптимальным выбором, описанием процессов.
В практической части семинара гости посетили два факультативных занятия в 9-х классах по подготовке к ОГЭ по теме: « Решение практико-ориентированных задач», педагоги из четвертой школы поделились опытом для подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. При обсуждении результатов семинара учителя математики проанализировали итоги прошедших мониторингов по математике в 9,11 классах и приняли к исполнению все рекомендации по устранению пробелов в знаниях будущих выпускников. Работа предстоит большая педагоги прилагают все усилия для достижения хороших результатов.
|