Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?
Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке! Многие люди думают, что уроки труда, технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действий.
15 февраля на базе МКОУ «СОШ №3» г. Бодайбо прошел практико-ориентированный семинар учителей технологии по теме: «Формирование функциональной грамотности на уроках технологии»,на котором присутствовали 6 педагогов из пяти образовательных организаций города и района.
В начале семинара ученики 6 «А» класса показали гостям презентацию профессии повара, уроки технологии напрямую связаны с профориентационном направлением, именно на этих уроках ученики узнают много нового о разных профессиях. Затем учитель технологии МКОУ «СОШ №3» Елена Юрьевна пригласила коллег на открытый обобщающий урок в 8 «А» классе по теме : «Экономика домашнего хозяйства», урок был очень интересным и насыщенным, ребята выполняли разные задания на формирование различных видов функциональной грамотности.
В теоретической части семинара выступили все педагоги и поделились своим опытом по формированию разных видов грамотности на своих уроках.
Кто- то уделяет внимание читательской и математической грамотности, другие уделяют внимание финансовой грамотности и креативному мышлению учеников, но коллеги дружно пришли к выводу в конце семинара, все виды грамотности важны и на каждом уроке надо продолжать над этим работать.
Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность – человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора; умеющего нести ответственность за принятые решения; способного быть ответственным за себя и своих близких; умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться; обладающего различными компетенциями в разных областях; умеющего нестандартно решать задачи; легко адаптирующегося в социуме; умеющего искать общие решения и компромиссы ,хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; владеющего современными информационными технологиями.
Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, ЗD технологии — развитие пространственного мышления и интерес к инновациям, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
|